Два типа дрессировки ротвейлеров: побудительная и принудительная.

Раньше всегда считалось (и зачастую считается до сих пор), что дрессировка собаки обязательно требует применения физической силы в той или иной мере. В результате, традиционная дрессировка в целом носила принудительный характер.
При использовании принудительной дрессировки наказание и поощрение собаки осуществляется посредством неприятных раздражителей. Например, если собака без команды поднимается из лежачего положения, она получает шлепок поводком по холке. Проводник поощряет собаку прекращая оказывать на нее какое-либо неприятные воздействие. Например, он показывает ей гантель, начинает щипать ее за ухо и прекращает делать это только тогда, когда она берет гантель в пасть.
Традиционная дрессировка в значительной степени основывается на физическом манипулировании собакой, по этому ее методы неотделимы от использования поводка. Только сравнительно недавно некоторые дрессировщики выбросили поводки и открыли новый способ дрессировки-побудительный.
При использовании побудительной дрессировки наказание и поощрение собаки осуществляется посредством приятных раздражителей. Например, когда собака правильно и хорошо выполняет упражнение, проводник хвалит ее, дает ей еду или бросает мяч. А наказывает он ее, отказывая ей в похвале, еде или игре.
Разумеется, на практике различие между принудительными и побудительными методами зачастую размывается, как в случае, когда проводник применяет» силу» заставляя щенка сесть с помощью руки поводка. Эта процедура вполне может рассматриваться, как неприятная для щенка. Существует также неясность, когда проводник применяет к собаке коррекцию, а спустя секунду хвалит и гладит ее. В подобной ситуации мы наблюдаем сочетание двух разных типов дрессировки.
Грань можно проводить другим путем, определял результат применения того или иного метода. При использовании побудительной дрессировки собаке предоставляется свобода выбора. Получив команду «сидеть» она вольна вместо этого лечь, остаться стоять или бегать кругами. Однако поощряется только выполнение команды сидеть, а все остальные действия остаются без вознаграждения. При использовании принудительной дрессировки собака не имеет свободы выбора. Для нее возможна лишь одна реакция, и за любую другую она подвергается наказанию. Таким образом, традиционные методы дрессировки основываются на ограничении свободы выбора собаки.
В конце 1970-х и начале 1980-х некоторые дрессировщики собак начали применять побудительные методы. Приверженцы старой, традиционной школы высмеивали их и продолжали настаивать на том, что воспитать надежную, конкурентоспособную собаку без принуждения практически невозможно.
Дискуссия быстро приобрела острый характер. Представители обеих сторон яростно отстаивали свои принципы. Сторонники побуждения заявляли, что они не нуждаются в применении силы, тогда как сторонники принуждения утверждали, что они не применяют силу.
Затем, как это часто бывает, стало очевидно, что этот концептуальный конфликт вовсе не столь непреодолимым. Многие наиболее успешные дрессировщики сочетали оба подхода.
В настоящее время побуждение и принуждение отнюдь не считаются несовместимыми системами дрессировки напротив, они рассматриваются в качестве составных частей единой системы, хотя служат разным целями используются на разных стадиях воспитания собаки и на разных стадиях ее обучения упражнениям.
Побудительные методы используются при знакомстве собаки с новыми навыками (обучение). Они способствуют ее обучению, обеспечивая необходимую мотивацию. Эти методы наиболее действенны в отношении щенков, но они также чрезвычайно эффективны и в работе с восприимчивыми взрослыми собаками.
Принуждение используется только тогда, когда собака уже в значительной степени овладела требуемым навыком и выработала привычку получать удовольствие от его применения (дрессировка). Таким образом, принудительные методы используются для совершенствования уже приобретенных навыков.
Тем не менее, выбор методов во многом зависит от характера собаки. Некоторые слишком чувствительны и поэтому неспособны, выдерживать черезмерное насилие. Другие проявляют такую готовность к работе и такие способности, что не нуждаются в применении силы. Эти последние, как правило, прекрасно понимают, что от них требуется, и с удовольствием делают это. К таким собакам можно и нужно применять только побудительные методы.
Соотношение между принуждением и побуждением в программе дрессировки зависит не только от стадии дрессировки и характера собаки, но и от характера проводника. Некоторые люди в силу своих особенностей просто не приемлют насилие в дрессировке, в то время как другие видят в нем единственное средство. Лучше всего рассматривать вопрос применения тех или иных методов с точки зрения континуума, на одном полюсе которого находится чистое принуждение, а на другом чистое побуждение. Каждый дрессировщик выбирает свою позицию в этом континууме, руководствуясь собственными предпочтениями. Проще говоря, все зависит от темперамента.