Мотивация собаки для работы по следу

На первых стадиях дрессировки проводнику ни в коем случае не следует ругать собаку и применять к ней коррекцию. Она должна воспринимать работу по следу, как приятное развлечение.
Проводник должен обеспечивать собаке сильные стимулы к работе. Используемые поощрения варьируется в зависимости от характеристик конкретной собаки, и выбираются соответствии с ее доминирующими инстинктами. Независимо от типа используемой мотивации, последовательность дрессировки остается, в основном, неизменной (то есть, вначале прямой след, затем повороты и предметы и, наконец, закрепление навыков и решение проблем).
Если на начальном этапе используется естественное стремление собаки найти своего проводника, необходим ассистент. Ассистент удерживает собаку, пока проводник удаляется, и подбадривает ее словами: Ну, давай! Давай! Вперед! Пройдя некоторое расстояние, проводник скрывается из вида, завернув за угол дома или забора. Там невидимый для собаки, он начинает прокладывать след. Устанавливая по пути следования флажки или колышки, он проходит 15-25 метров, старательно шаркая ногами по земле, уже в другом направлении и затем прячется где-нибудь за кустами или деревьями, либо ложится, чтобы его не было видно в густой траве.
После этого ассистент подводит собаку к началу следа и подает ей команду искать. В этой ситуации некоторые собаки тут же прибегают к помощи носа и тянут ассистента за собой в сторону того места, где спрятался проводник. Ассистент идет за собакой, держа ее на коротком поводке, указывает ей на следы проводника и не позволяет излишне рыскать и отклоняться в сторону. Когда собака находит проводника, наградой ей служит радость воссоединения и веселая игра.
Этот метод очень стар и редко используется сегодня. Поскольку след свеж (его возраст всего 1-2 минуты), собака обычно полагается на летучий запах тела проводника. В результате, она привыкает нюхать воздух вместо того, чтобы действительно идти по следу — от одного отпечатка ноги к другому. Кроме того, в силу высокой степени возбуждения, собака ищет своего хозяина глазами и, соответственно, держит голову поднятой вверх. Эти два фактора препятствуют тщательной работе с опущенной к земле головой, которая нужна.
В виду этого мы используем данный метод лишь в отношении очень молодых щенков и лишь в самом начале. Цель заключается не столько в том, чтобы научить щенка работе по следу, сколько в том, чтобы научить его полагаться на свой нос и внушить ему, что работа по следу это настоящая забава. Таким образом, мы играем в эту игру со щенками в возрасте от десяти до четырнадцати недель, и ассистент даст волю щенку только тогда, когда проводник хорошо спрятался. Ассистент идет рядом со щенком и поправляет его только тогда, когда тот направляется совсем в другую сторону.
Как мы уже говорили, сегодня большинство дрессировщиков используют в качестве средства мотивации еду. Некоторые дрессировщики ратуют за то, чтобы прокладчик следа тащил за собой в старом носке какой-либо пахучий продукт — селедку с душком или требуху. Вначале продукт протаскивают по большей части следа, затем по отдельным его отрезкам, постепенно уменьшая их протяженность, и, наконец, перестают это делать вовсе. В конце следа собака находит существенное количество еды (но не той, которую тащили по следу, а той, к которой она привыкла, или которую предпочитает).
Описывает в своей книге великолепно структурированную программу, которая предусматривает размещение на следе порций еды в качестве поощрения. Этот метод можно легко адаптировать к работе по следу I, и он особенно полезен в том случае, если собака не является природным ретривером. Собаке сокращают вдвое ее обычной дневной рацион, а недостающую половину, разделенную на равные части, скармливают ей на следе через определенные интервалы. Каждый седьмой день она получает обычный рацион, ин этот день занятия по работе по следу не проводятся. Очень важно, чтобы предлагаемая на следе еда была высокого качества.
Ныне ставший классическим метод дрессировки по работе сто следу сочетает использование еды и предмета для апортировки. Этот метод сходен с методом, однако, он предусматривает более многочисленные и меньшие по объему порции еды, которые располагаются на следе через неравные и непредсказуемые интервалы.
Мы, начиная дрессировку молодой собаки или щенка с того, что располагаем приманки фактически на каждом от печатке ног очень короткого следа. В конце следа щенок находит большую порцию еды, а также мяч или игрушку, и после каждого занятия проводник играет с ним.
Благодаря такому подходу у собаки возникает стремление к работе по следу и формируется привычка методично отыскивать каждый отпечаток ноги прокладчика следа. Его использование не требует привлечения ассистента или прокладчика следа. Проводник оставляет животное на привязи или в клетке и сам прокладывает след, раскладывает при — манки, после чего возвращается за собакой и идет с ней по следу,
Дабы у собаки не убывал энтузиазм, она должна начинать занятие на голодный желудок. Проводник выводит ее из автомобиля и привязывает или сажает в клетку так, чтобы она могла видеть процедуру прокладки следа. Прокладывая след, проводник зовет собаку и дразнит ее. Перед этим он разворачивает поводок и следовую шлейку, чтобы потом быстро надеть их на собаку, поскольку любая задержка может негативно сказаться на ее энтузиазме.